Байпас в системе отопления

Системы отопления

Многие современные котлы отопления уже содержат в своем составе циркуляционный насос, наличие которого позволяет:
— более эффективно распределять температуру по всем радиаторам системы. Это особенно важно в случае большого количества радиаторов, а также при большой общей длине системы отопления;
— обогревать дом с несколькими этажами (зависит от параметров насоса);
— уменьшить важность соблюдения уклонов труб и решить проблему с удалением из системы воздуха.

Отопительные котлы с циркуляционным насосом позволяют существенно увеличить КПД системы, а это означает экономию газа и, следовательно, финансовых затрат на отопление.

Жители домов с котлами прошлых поколений также могут воспользоваться всеми указанными преимуществами без необходимости замены котла. Для этого вырезается небольшой вертикальный участок трубы отопления, а на ее место с помощью газосварки монтируется специальная конструкция, состоящая из циркуляционного насоса и необходимых сопутствующих элементов.

Наибольшее распространение получила схема, в которой сохраняется основная линия подачи теплоносителя, а насос подключен в параллельном трубопроводе, так называемом байпасе (1). Для ее реализации кроме самих труб необходимы три вентиля и сам насос. В то же время, в ее сборке существует несколько особенностей, которые нужно учитывать.

Байпас в системе отопления
Первый ключевой вопрос, возникающий при подборе составных элементов такой схемы — это подбор кранов (вентилей). Существует два основных типа кранов — с подвижным штоком и шаровые. В бытовых кранах первого типа внутренний просвет перекрывается резиновой или паронитовой шайбой. Их особенностью является практически полная ремонтопригодность — потекший сальник или изношенная шайба легко восстанавливаются. Из-за способа перекрытия просвета внутренний диаметр меньше номинального в два раза. То есть, для дюймового крана внутренний просвет (при полном открытии) составляет только половину дюйма. Именно поэтому в системе отопления, где сужение диаметра снижает скорость потока теплоносителя и вносит дополнительные потери, такие краны практически не используются.

В вентилях второго типа внутри корпуса расположен металлический шар, имеющий сквозное отверстие нужного диаметра. Благодаря особенности конструкции уменьшение просвета в полностью открытом вентиле отсутствует. Необходимо учитывать, что такие вентили ремонту не подлежат, а требуют замены. Кроме того, если шаровым краном долгое время не пользоваться, то часто происходит «прикипание» шара к уплотнительному материалу: чтобы повернуть ручку такого крана иногда приходится прибегать к любимому орудию труда нашего народа — молотку.

Подведем итог:
— в систему отопления нужно устанавливать только шаровые краны (или штоковые, если требуется, но удвоенного диаметра);
— несколько раз в год все шаровые краны следует закрывать/открывать, даже если в этом нет очевидной необходимости;
— лучше приобрести вентиль известной фирмы, чем сэкономить, но переживать о продолжительности его службы (чаще всего потекший шаровой кран не ремонтируется).

Следующим важным моментом является вопрос выбора запорной арматуры основной линии (вентиль #1 на рисунке 1). При его отсутствии включение насоса приведет к циркуляции теплоносителя по малому контуру, образованному основной линией и байпасом. Для перекрытия можно использовать как шаровой вентиль, так и обратный клапан. Внутри обратного клапана может располагаться шар, перекрывающий просвет под действием своего веса или же подпружиненная пластина. Преимущество обратного клапана перед вентилем заключаются в работе без участия человека. Включившийся насос давлением теплоносителя «закрывает» клапан, позволяя системе отопления правильно функционировать. Однако следует учитывать, что по надежности клапан уступает вентилю, особенно при наличии в теплоносителе абразивных примесей, таких как частички ржавчины и накипь.

Иногда сборщики байпасной системы с циркуляционным насосом не предусматривают возможность замены составляющих элементов без привлечения сварщика. Все элементы должны при необходимости демонтироваться разводным ключом. Большинство циркуляционных насосов фиксируется в системе с помощью гаек-американок. Это очень удобное решение, позволяющее в любой момент демонтировать насос, поэтому главная особенность при установке — аккуратно установить под прижимные гайки соответствующие резиновые прокладки. Демонтировав насос, можно легко заменить вентили 2 и 3 (рис.1). Разумеется, их снятие повлечет вытекание части воды из системы, но это неизбежно. А вот установка вентиля #1 должна производиться по следующей схеме:

Для этого в состав конструкции включается отрезок трубы необходимой длины, в котором с двух сторон нарезана резьба. Причем с одной из сторон длина резьбы должна равняться длине соединительной муфты и уплотнительной гайки. При замене вентиля сначала на резьбу скручивается гайка и муфта, а затем газовым ключом из вентиля выкручивается сама дополнительная труба. После этого вентиль становится доступным для замены.

Иногда в ветку с циркуляционным насосом дополнительно устанавливается механический фильтр. Просвет внутри него перекрыт металлической сеточкой, которая задерживает частички посторонних примесей, которые оседают в бочонке фильтра. В любой момент бочонок можно почистить от накопившихся загрязнений. Такой фильтр целесообразно ставить в следующих случаях:
— в систему залита «жесткая» вода, в которой при нагревании происходит выпадение осадка — солей кальция и магния. Во многих населенных пунктах в водопроводе именно такая вода. В теплообменнике котла выпадает такая же накипь, как на ТЭНе электрочайника;
— система отопления эксплуатировалась без ревизии несколько десятков лет;
— приобретен дорогостоящий циркуляционный насос.
Фильтр устанавливается горизонтально, поэтому вентиль #3 (рис.1) при монтаже переносится ближе к основной линии, а после него на горизонтальном участке трубы монтируется фильтр (бочонком вниз).